Северо-Западный университет коучинга

8 (800) 302–33–43
+7 (812) 424–37–00
info@nwcu.ru

Рассылка NWCU: Как учиться достижению целей

5-02-16 Как учиться достижению целей картинка

В этом и следующем выпусках рассылки я расскажу о том, как повысить эффективность достижения целей пользуясь универсальными принципами обучения.

Достижение любой цели — это обучение

Поначалу перед вами стоит задача, которую вы должны решить, то есть вам надо “научиться” достигать эту цель. Возможно вы решали похожие задачи, но делали это в других обстоятельствах и сейчас прежний способ решения не работает. Изменения происходят всегда. Вы меняетесь. Мир вокруг меняется, и достижение цели, пусть даже знакомой, может потребовать от вас новых действий, а значит обучения.

Ребенок учится ходить по ровному полу босиком, потом учится ходить по лестнице или в обуви. Когда мы приезжаем на отдых, мы учимся ходить по камням или по песку на пляже. Самые привычные действия в новых условиях требуют от нас обучения.

Как мы учимся

В зависимости от особенностей личности человек может начинать обучения с чтения инструкции, или изучения теории, может сразу кидаться в бой или наблюдать за другими и делать выводы. В зависимости от этапа, с которого человек начинает обучение, и, на какой он затрачивает больше всего времени, можно определить предпочитаемый стиль обучения. О стилях обучения будет следующий выпуск рассылки, а сейчас подробно разберем этапы цикла обучения, который ещё называют циклом Колба.

Цикл Колба 

21-01-16 Как учиться достижению целей Цикл Колба

Этап 1. Личный опыт — непосредственное получение опыта на практике.

Пример: Получив задание вы сразу же идете его выполнять. Купив новый телефон начинаете нажимать кнопки, и на собственном опыте, методом проб и ошибок изучаете что и как работает.

Этап 2. Осмысление опыта — обдумывание результатов действий.

Пример: Получив задание, вы вспоминаете делали ли вы что-то похожее в прошлом или видели как это делали другие и ищете закономерности. Купив телефон вы нажимаете кнопку и ждете результат. Обдумываете его, нажимаете следующую.

Этап 3. Построение теоретической концепции — выводы сделанные из осмысления.

Пример: Получив задание, вы вспоминаете как пользовались предыдущим телефоном и с этим действуете аналогично. Вы уверены, что нажав определенную кнопку вы получите такой же результат как в прошлом телефоне. У вас в есть четкий алгоритм: зеленая кнопка — звонок, красная — отбой.

Этап 4. Проверка на практике — проверка полученного теоретичекого вывода

Например: Получив задание вы ищите инструкцию о том как его выполнять и действуете по ней. Вы прочитаете инструкцию к телефону и будете проверять, насколько она верная.

Этап 1. Возврат к этапу проверки на личном опыте. Включение полученных знаний в личный опыт.

Например: Вы обнаружили, что один из пунктов инструкции не правильный и проверяете на практике, что же произойдет, если вы нажмете эту кнопку.

Важно помнить, что вне зависимости от предпочитаемого стиля в процессе обучения человек проходит все этапы цикла.

Работа с целью с помощью цикла Колба

Как я писала в начале выпуска, достижение новой цели — это процесс обучения. И так, поставьте перед собой новую цель.

Например, я хочу научиться спокойно разговаривать с руководителем.

  1. Попробуйте сразу достичь цели. 

    Например, вы идете, говорите с руководителем и стараетесь сохранять спокойствие.

  2. Подумайте, о том, что происходило, когда вы действовали. Поразмышляйте о том, что вы ещё видели и какой другой опыт у вас есть.

    Например, вы испытывали раздражение, когда руководитель повышал на вас голос.

  3. Сделайте общий вывод из вашего наблюдения.

    Например, вы раздражаетесь когда на вас повышают голос.

  4. Проверьте ваш вывод на практике.

    Например, попросите кого-нибудь из ваших знакомых говорить с вами на повышенных тонах и проверьте вызовет ли это у вас раздражение.

Теперь вы можете поставить новую цель: научиться спокойно воспринимать крик. 

Или уточнить предыдущую: научиться спокойно разговаривать с руководителем, когда он кричит.

Подумайте, с какого этапа вам было бы комфортно начать обучение? На каком вы себя чувствовали лучше всего. Какой этап вам кажется самым важным в достижении этой цели.

Автор: Екатерина Подольская — бизнес-коуч, финансовый коуч, тренер. Специально для рассылки «Коучинг на каждый день» от NWCU.