Северо-Западный университет коучинга

8 (800) 302-33-43
info@nwcu.ru

Коучинг

Коучинг — это  вид консультирования,  ориентированный на достижение намеченной цели, конкретного результата.  При этом клиент решает поставленные задачи за счёт раскрытия собственного потенциала, опираясь на свои  индивидуальные ресурсы, сильные стороны, а потому намного эффективнее и быстрее. При поддержке профессионального коуча он самостоятельно формулирует задачи и разрабатывает успешные стратегии для их решения.  Высокая мотивация на достижение намеченного связана с глубокой уверенностю в том, что выбранное  направление развития — это действительно именно то, что ему нужно.
Коучинг всегда нацелен на будущее. В этом его принципиальное отличие от психотерапии. Технологии коучинга позволяют по-другому взглянуть на жизнь; осознать свои истинные, а не навязанные общественным мнением, желания, потребности и ценности; избавиться от внутренних барьеров, препятствующих достижению целей и научиться находить собственные решения.

Коуч — современная, востребованная профессия.

Коуч — это специалист, владеющий методологией, технологиями и инструментами коучинга; это профессионал, обладающий определёнными системными знаниями и использующий системный подход для того, чтобы содействовать клиенту в достижении поставленной им цели.

Коуч помогает клиенту :

  • осуществить позитивные жизненные изменения,
  • определить и достичь актуальных целей
  • преодолеть существующие ограничения
  • наилучшим образом реализовать свои способности и таланты.
  • В русском языке слово «коучинг» появилось не так давно. «Personal coaching» переводится с английского как «тренерство», а «coach» — как «тренер».

В то же время, слово «коуч» имеет свой собственный смысл. Разобраться в этом поможет история его появления. Первоначально «coach» означало «повозка». В конце XIX века английские студенты так называли репетиторов, которые помогали подготовиться к экзаменам или «подвезти» по отдельным предметам. (В русском языке в аналогичных ситуациях мы говорим — «подтянуть» по предмету.)

Перед репетитором-кочуем не стояла задача обучить подопечного всему заново. Вместо этого он должен был разработать план действий, который позволит студенту в нужный срок продемонстрировать нужные результаты. Для этого было необходимо внимательно изучить «запрос» клиента, определить сильные и слабые стороны в его подготовке, содействовать развитию у подопечного мотивации и ответственности за достижение результата. Критерий оценки работы репетитора-коуча крайне прост — сдал клиент экзамен или нет. Уже тогда были заложены основы, базовые подходы и принципы коучинга.

В начале XX века в спортивных командах кроме менеджеров, руководителей команд, начали появляться коучи. Перед ними стояли задачи: определить цели как для всей команды, так и для каждого конкретного игрока — реалистичные и в то же время амбициозные; создать план тренировок с учётом сильных и слабых сторон подопечных; мотивировать и поддерживать спортсменов в команде. Именно в спортивной среде уже в начале 20 века были созданы определенные принципы и технологии коучинг-менеджмента. В 70-х годах прошлого века после появления серии книг «Внутренняя игра», написаных спортивным тренером Т. Голви (W. Timothy Gallwey), методы коучинга стали широко применяться в различных видах спорта, таких как лыжи, гольф, теннис, а оттуда перекочевали и в менеджмент.
Параллельно технологии коучинга начали активно использовать финансовые консультанты. В 80-х годах прошлого века Томас Леонард (Thomas J. Leonard), занимавшийся финансовым планированием и разработкой инвестиционных портфелей для своих клиентов понял, что наиболее успешные из них хотят больше, чем финансовое сопровождение и конкретный финансовый результат. Для них было крайне важно определиться с жизненными целям, развить собственное видение, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность. Одной из важных задач консультанта было оказание поддержки и создание мотивации у клиента для решения, поставленных задач. Томаса Леонарда считают основоположником индивидуального коучинга.
В начале девяностых годов понятие «coaching» было введено в бизнес-среду Джоном Уитмором (John Whitmore), английским бизнесменом и консультантом.

В настоящее время коучинг — отдельное направление в консультировании, имеющее собственные методы работы, собственные технологии и инструменты. Во всём мире коучинг признан как наиболее современный инструмент личностного и профессионального развития, повышающий эффективность, и раскрывающий внутренний потенциал человека.

Почти 70% успешных компаний из списка Fortune используют коучинг как действенный инструмент организационного развития, приносящий конкретные измеримые результаты, и впечатляющую прибыль от вложений. Его используют как для решения обще-организационных задач, так и для индивидуального развития сотрудников.

В самом общем виде коучинг делят на два основных направления:

  • Business Coaching рассматривает задачи, возникающие в деловой среде, например: создание нового бизнеса, проведение организационных изменений, решение корпоративных конфликтов, развитие управленческих компетенций, бюджетирование, командообразование, карьерный рост, и пр.
  • Life Coaching решает проблемы в области самореализации, межличностных отношений, семьи, личной эффективности, креативности, управления личными финансами, здорового образа жизни, и пр.

По масштабу рассматриваемых вопросов коучинг подразделяют на:

  • стратегический — включает постановку стратегической цели, формулирование миссии, разработку стратегии, направленной на решение поставленных задач, как в бизнесе, так и в личной жизни клиента;
  • тактический, помогающий в решении задач определённого типа;
  • оперативный (или ситуационный), направленный на разрешение конкретной проблемной ситуации в жизни клиента.

По характеру взаимоотношений между коучем и его подопечным коучинг подразделяют на директивный и недирективный.

По количеству участников коучинг разделяют на индивидуальный и групповой.

По формату проведения консультаций (сессий) коучинг делят на очный (личный) и заочный (дистанционный, интернет-коучинг, телефонный коучинг).

В зависимости от продолжительности контракта выделяют долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный и текущий коучинг.

Также выделяют некоторые другие виды коучинга:

  • Self-Transformational Coaching (STC) — трансформационный коучинг, направленный на проведение актуальных изменений, за счёт самораскрытия потенциала и внутренних ресурсов, как человека, так и компаний и организаций.
  • Executive Coahing — коучинг первых лиц, владельцев и топ-менеджеров компаний, который проводится сторонним коуч-консультантом
  • управленческий коучинг — это коучинг подчинённых со стороны руководителя
  • коучинг проектных команд и пр. 

Коучинг постоянно развивается, в нём появляются новые направления и подходы, а это значит, что представленный здесь список видов коучинга будет постоянно список пополняться.